Логистика сухих грузов - Отэко: перспективы перевалки зависят от железной дороги

  • : Coal, Fertilizers
  • 22/01/25

Группа компаний ОТЭКО увеличила перевалку через Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ, Тамань, Краснодарский край) в 2021 г. более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом, до 23 млн т, рассказал в интервью Argus директор дирекции по логистике и управлению коммерческими цепочками поставок ОТЭКО Кирилл Холостов. В этом году объемы перевалки могут вырасти за счет новых грузовых номенклатур, но сроки ввода новых мощностей, в частности для перевалки хлористого калия или карбамида, зависят от заинтересованности грузовладельцев и провозных способностей РЖД.

— Кирилл Александрович, каковы итоги работы ОТЭКО в 2021 г.?

— В прошлом году ОТЭКО продолжала наращивать перевалочные мощности. Если говорить о навалочном бизнесе, то если в 2019 г. нам удалось перевалить 2,2 млн т, в 2020 г. мы выросли до 9,9 млн т, а по итогам 2021 г. терминал обработал более 23 млн т. Естественно, большая часть объема — уголь. Серы сейчас отгружается не очень много, порядка 320 тыс. т за 2021 г. Но в будущем ситуация, скорее всего, изменится, долгосрочные контракты находятся в процессе обсуждения.

В этом году мы планируем завершить развитие комплекса по перевалке серы и ввести в эксплуатацию весь запланированный объем складских мощностей, а это 300 тыс. т единовременного хранения, что позволит предлагать клиентам сервис более высокого уровня и выйти на проектную мощность в 5 млн т/год. Впрочем, скорость наращивания оборотов в серном сегменте зависит и от динамики отгрузок по железной дороге.

Что касается других капиталовложений, то ОТЭКО продолжает прорабатывать проект газоперерабатывающего комплекса по производству метанола, аммиака и карбамида, сроки реализации будут объявлены после окончательного утверждения проектной документации.

— Когда ожидается запуск комплекса по перевалке минеральных удобрений?

— Запуск планировался на 2022 г., но фактически он тоже зависит от наличия свободных железнодорожных мощностей. Работы по возведению комплекса продолжаются, но их скорость может меняться. Нам нужно быть уверенными в том, что мощности, в которые мы инвестируем и в которых есть потребность у наших текущих и потенциальных клиентов, удастся загрузить, провезя в Тамань достаточные объемы. В настоящее время у нас нет уверенности в том, что железнодорожные подходы к Тамани смогут обеспечить провоз дополнительных 5 млн т/год минеральных удобрений — такова проектная мощность планируемого комплекса — с учетом текущих поставок угля, серы и нефтеналивных грузов. Поэтому сроки запуска объекта, скажем так, остаются открытыми. Мы готовы ускорить строительство, чтобы ввести комплекс в эксплуатацию в 2022 г., если потенциальные клиенты подтвердят готовность отгрузок, а РЖД сможет гарантировать проезд.

— Но провозные способности РЖД на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) по итогам прошлого года составили 125,1 млн т/год, и дополнительного роста в соответствии с Долгосрочной программой развития монополии до 2025 г. на этом направлении не предвидится.

— Не совсем так. Мы с РЖД находимся в постоянном диалоге, ситуация немного сложнее. Провозная способность с учетом объектов, введенных госкомпанией, в 2021 г. действительно достигла 125,1 млн т/год, но подтвердить это на практике можно будет только в конце 2022 г., когда мы увидим фактический объем перевозок. Объем перевозок на подходах к морским терминалам АЧБ в прошлом году составил порядка 100—106 млн т с учетом инфраструктурных ограничений и включения в график движения дополнительных пассажирских поездов. Так что будем следить за развитием ситуации уже в этом году, мы смотрим с оптимизмом.

— Какое направление отгрузок угля, на ваш взгляд, будет главенствовать в будущем?

— Распределение твердого топлива по портам Дальнего Востока, северо-запада и юга страны зависит от ряда факторов. Во главе угла, разумеется, находится рыночная конъюнктура. На втором месте — текущие возможности железнодорожной инфраструктуры. На всех направлениях в пиковые моменты доставка грузов может быть затруднена, это касается не только Восточного полигона [объединяет Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги]. Перспективы распределения объемов будут зависеть и от темпов "зеленого" перехода в Европе. С нашей точки зрения, северо-западное направление будет терять объемы из-за планируемого сокращения потребления угля в Европе. Впрочем, развитие необходимого объема мощностей возобновляемых источников энергии, призванных заменить угольную генерацию, может затянуться, и сокращение потребления твердого топлива в этом случае произойдет в отдаленной перспективе.

Текущая же конъюнктура рынка благоволит экспортерам, цены сейчас комфортные на всех направлениях.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции с другими терминалами?

— Наше географическое расположение и технические возможности — главным образом я имею в виду большую емкость складских площадей и возможность загружать суда типоразмера Capesize дедвейтом до 220 тыс. т — открывают доступ ко многим рынкам, которые интересны российским экспортерам твердого топлива. Это Турция, Индия и даже Китай: хотя основные отгрузки в эту страну осуществляются через порты Дальнего Востока, но за счет использования крупнотоннажного флота конечная стоимость доставки снижается, что и делает такие отгрузки возможными и даже привлекательными.

Клиенты выбирают направления отгрузок в зависимости от рынка сбыта, прикидывая стоимость железнодорожной и фрахтовой составляющих и величину итоговых нетбэков. Доступность провозных мощностей "в моменте" существенно влияет на отгрузку конкретной судовой партии. Если уголь должен поехать из Кузбасса в Китай, но текущая загрузка Восточного полигона достигает неких критических значений, экспортеры имеют возможность перекинуть дополнительно часть объемов в том числе к нам, на южное направление, и далее через Суэцкий канал.

Сейчас для нас самое главное — достроить запланированные объекты: к концу зимы должны достроить два дополнительных склада, что увеличит объем единовременного хранения угля до 2,5 млн т с существующих 1,7 млн т. Вырастет и норма погрузки, так как на двух новых складских линиях устанавливаются наиболее производительные стакер-реклаймеры — мощностью до 8 тыс. т/час. Первую аналогичную машину такой производительности и соответствующие судопогрузочные машины мы запустили 16 ноября прошлого года.

Наши основные преимущества в масштабах страны — это большие мощности хранения, производительное оборудование, возможность грузить одновременно четыре судна типа Capesize. Такая конфигурация позволяет нам обеспечивать стабильность перевалки — мы разгружаем вагоны в любую погоду на склад, а в хорошую погоду загружаем суда максимально быстро, высвобождая место на складах. С июля 2021 г. в направлении порта Тамань РЖД ни разу не вводила конвенцию на отгрузку грузов, так как мы обеспечивали стабильную выгрузку вагонов, несмотря на непогоду.

 Это если говорить о перевалке угля. А как насчет минеральных удобрений? Например, Туапсинский балкерный терминал является прямым соперником.

— Минеральные удобрения в принципе тяготеют к северо-западному направлению. На Балтике в российских портах происходит строительство и развитие новых стивидорных мощностей: терминала «Ультрамар», терминала «Еврохима», Приморского универсально-перевалочного комплекса и других.

В то же время мы считаем, что южное направление без грузов не останется, с учетом близости ко многим целевым рынкам. В Туапсе есть своя специфика: работа с малотоннажным флотом, перевалка груза преимущественно одной компании. Новороссийский морской торговый порт используется в основном для перевалки минеральных удобрений по прямому варианту, без хранения.

У нас же бизнес к конкретному клиенту не привязан, а с точки зрения флота для удобрений — планируется обработка судов типоразмера Panamax [дедвейт — до 80 тыс. т]. Конкурентным преимуществом будет также являться наличие склада на 300 тыс. т хранения. То есть мы будем интересны в том числе и отправителям наиболее массовых грузов в сегменте, к примеру, хлористого калия или карбамида.

Кирилл Холостов

Окончил МГУ им. Ломоносова, кандидат физико-математических наук.

С 2008 г. по 2019 г. работал в компании «Еврохим» на должностях руководителя департамента «Логистика» и главы дивизиона «Логистика»;

С 2019 г. до 2021 г. — в компании «Акрон» в должности директора по логистике;

С апреля 2021 г. возглавляет дирекцию по логистике и управлению коммерческими цепочками поставок группы компаний ОТЭКО.

Группа компаний ОТЭКО

Крупнейший частный инвестор в портово-промышленную инфраструктуру Юга России. Создана в 2002 г. на базе компании «Русский мир» как оператор железнодорожных цистерн. Основатель — бизнесмен Мишель Литвак.

В 2012 г. компания построила и ввела в эксплуатацию собственный терминал по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов в Тамани (Краснодарский край). В 2018 г. компания продала парк подвижного состава, а также вагоноремонтное предприятие «СФАТ-Рязань» компании «Нефтетранссервис», сосредоточив внимание на развитии стивидорного бизнеса и строительстве промышленных объектов в порту Тамань. В 2019 г. ОТЭКО ввела в эксплуатацию Таманский терминал навалочных грузов проектной мощностью более 70 млн т/год грузов при полном развитии.

ОТЭКО намерена развивать инфраструктуру кластера в Тамани по двум направлениям: увеличивать имеющиеся портовые мощности и строить новые промышленные объекты.

В настоящее время в ОТЭКО идет строительство второго склада угля для выхода на общий объем единовременного хранения в 2,5 млн т, а также крытых складов серы и минеральных удобрений.


Related news posts

Argus illuminates the markets by putting a lens on the areas that matter most to you. The market news and commentary we publish reveals vital insights that enable you to make stronger, well-informed decisions. Explore a selection of news stories related to this one.

Business intelligence reports

Get concise, trustworthy and unbiased analysis of the latest trends and developments in oil and energy markets. These reports are specially created for decision makers who don’t have time to track markets day-by-day, minute-by-minute.

Learn more